9 фактов об опере «Кармен»

Главная » О театре » Новости » 9 фактов об опере «Кармен»

В июне в Большом театре зрители могут увидеть оперу «Кармен» в постановке режиссера Алексея Бородина. Предлагаем вашему вниманию 9 малоизвестных фактов, связанных с созданием этого спектакля.

1.В основе оперы «Кармен» - одноименная повесть Проспера Мериме. Либретто писали драматурги Анри Мельяк и Людовик Галеви, которые несколько изменили образ главной героини литературного произведения – сделали ее более романтической натурой и убрали склонность девушки к воровству.

2. Сам Бизе называл "Кармен" комической оперой.

3.Известную мелодию «Хабанеры» Бизе взял, как он думал, из испанского фольклора. Но позже оказалось, что это была песня испанского композитора Себастьяна Ирадьера El Arreglito. Узнав об ошибке, Бизе тут же внес его имя в партитуру.

Кармен

4.Премьера оперы «Кармен» состоялась 1875 году в парижском театре «Опера-комик». Дебют не имел успеха, поэтому постановку очень скоро сняли с репертуара. Толчок для грандиозного признания опере «Кармен» дала премьера спектакля в Вене, после которой появилось много хвалебных отзывов.

5. По традициям комических опер, "Кармен" поначалу шла с прозаическими диалогами, которые перебивались развернутыми музыкальными сценами. Уже после смерти Бизе, готовя премьеру в Вене, его друг Эрнест Гиро заменил диалоги речитативами и ввел в ткань оперы танцевальные сцены.

6.В репертуаре Большого театра опера «Кармен» впервые появилась в 1898 году. Тогда главную женскую партию исполнила Елизавета Азерская. Среди известных исполнительниц роли Кармен были также Вера Давыдова, Надежда Обухова, Елена Образцова, Тамара Синявская.

7. Легендарная певица Мария Каллас никогда не исполняла Кармен на театральной сцене, но сохранилась аудиозапись этой партии в ее исполнении. Эта запись легла в основу фильма Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда», по сюжету которого, режиссер, уговаривает потерявшую голос диву сняться в фильме-опере «Кармен» под собственную фонограмму, дав таким образом возможность поклонникам певицы увидеть наяву ее не осуществленную на сцене роль.

8.Режиссер Алексей Бородин в работе над оперой руководствовался  многими моментами именно из литературного произведения «Кармен», а не из оперы Бизе.

9.Опера «Кармен» относится к тем вечным произведениям, к которым из года в год обращаются деятели искусства в разных уголках мира, создавая новые жанры, аспекты, привнося что-то новое и креативное в классическую историю. Так, например, в постановке московского театра «Геликон-опера» Кармен была проституткой и время действия было перенесено в ХХ век; по версии  режиссера Оливье Пи в Лионской опере Кармен была певицей кабаре «Потерянный рай»; Будапештский Эркель-театр в постановке 2014 года частично сделал из оперы джазовую постановку и т.д.