Балет "Спартак". Наследие великого композитора

Главная » О театре » Новости » Балет "Спартак". Наследие великого композитора

Балет «Спартак» в Большом теаре

Атмосфера Древнего Рима окутает Большой театр с 6 по 8 апреля 2018 года. Балет «Спартак» композитора Арама Хачатуряна перенесет гостей в мир великих боев, интриг и истиной любви.

Премьера постановки состоялась 27 декабря 1956 года в Ленинградском театре оперы и балета. Хореографом выступил Леонид Якобсон. Позднее – Игорь Моисеев. После большого успеха, балет стал считаться символом и визитной карточкой Большого театра. Закрепил почетное звание за балетом Юрий Григорович в 1968 году. В его постановке техника артистов превзошла все возможные и невозможные ожидания. Главные характеры великолепно были переданы Владимиром Васильевым, Марисом Лиепа, Екатериной Максимовой/Натальей Бессмертновой, Ниной Тимофеевой. Но менялось время, менялись нравы. Однако балет «Спартак» по прежнему занимает лидирующее место в репертуаре театра. Более того, сюжет крайне востребован на сценах зарубежных театров. Иностранные артисты искренне считают партию гладиатора Спартака – квинтэссенцией мужского танца. В России же роль Спартака прекрасно исполнил Иван Васильев в 2008 году. Теперь ему на смену пришли молодые артисты балеты: Михаил Лобухин, Денис Родькин, Игорь Цвирко.

Как и прежде, балет «Спартак» принимается критиками и зрителями с восторгом и возмущением. Негласно его охарактеризовали как «балет-скандал». Причиной стало не столь само описание жизни Спартака, сколько картина жизни того времени – упадок и разгром Рима. Спектакль изобилует сценами поединков, сражений, заговоров и эротическими моментами, в лице обольстительных гетер. Все танцевальные бои ставились под чутким руководством каскадеров и вице-президента Федерации вольного боя Александра Малышева.

Оригинальный сценарий балета «Спартак» был написан драматургом и либреттистом Николаем Волковым. История фракийского правителя Спартака легла в основу сюжета. Автором были просмотрены многие исторические материалы и художественные произведения, в том числе исторический роман Р. Джованьоли. Итальянский писатель создал его в 1874 году. В центре повествования – гладиатор Спартак, возглавивший восстание рабов в Древнем Риме. Персонаж являлся реальной исторической личностью. Джованьоли практически не изменил сюжетную линию героя, лишь добавил романтическую составляющую.

Постановки

Театр им. Кирова:

  • 27 декабря 1956 года — хореограф Леонид Якобсон, художник Валентина Ходасевич, дирижёр Павел Фельдт. Исполнители: Спартак — Аскольд Макаров, Фригия — Инна Зубковская, Эгина — Алла Шелест, Красс — Роберт Гербек.

Большой театр:

  • 11 марта 1958 года — хореограф Игорь Моисеев, художник Александр Константиновский, дирижёр Юрий Файер. Исполнители: Спартак — Дмитрий Бегак, Фригия — Наталья Рыженко, Эгина — Майя Плисецкая, Гармодий — Николай Фадеечев.
  • 4 апреля 1962 года — хореограф Леонид Якобсон, художник Вадим Рындин, дирижёр Юрий Файер. Исполнители: Спартак — Дмитрий Бегак, Фригия — Майя Плисецкая, Эгина — Наталья Рыженко, Красс — Александр Радунский, Раб — Владимир Васильев.
  • 9 апреля 1968 года — хореограф Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, дирижёр Геннадий Рождественский. Исполнители: Спартак — Владимир Васильев, Фригия — Екатерина Максимова, Эгина — Нина Тимофеева, Красс — Марис Лиепа.

Великий композитор Арам Хачатурян

Отдельно стоит уделить внимание Араму Хачатуряну. Советский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель и педагог родился 6 июня 1903 года в селе Коджоры, Тифлисская губерния, Российская империя. С детства увлекался музыкой и играл на фортепиано, горне и тубе. В 1921 году поступил на курсы в МГУ на биологическое отделение, но позже покинул вуз. Затем стал студентом музыкального училища. Там он освоил виолончель и брал уроки композиции. Свою первую композицию «Танец для скрипки и фортепиано» написал 1929 году. В том же году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского; его наставниками по инструментовке были Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил Консерваторию и последующие года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского. В 1939 году сочинил первый армянский балет «Счастье», который предстал перед публикой в 1939 году как «Гаянэ». И лишь в 1943 году работа Хачатуряна была удостоена Сталинской премии первой степени, а «Танец с саблями» принёс композитору всемирную славу.

Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 года состоялась премьера. С этого момента балет «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп всего мира.

Арам Хачатурян работал в театре и кино. Его композиции звучали более чем в 20 фильмах: «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русский вопрос», «Секретная миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва».

Часто выступал как дирижер и гастролировал с концертами во многих городах СССР и за рубежом. Был профессором Московской консерватории (отделение композиции) и в Институте им. Гнесиных.  

Умер 1 мая 1978 года и похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса столицы Армении Еревана.