Познать мир через мелодию контрабаса. Иосиф Гертович

Главная » О театре » Новости » Познать мир через мелодию контрабаса. Иосиф Гертович

15 марта 2018 года на сцене Бетховенского зала состоится концерт артистов оркестра Большого театра, получивший название «Мир Контрабаса». Он будет приурочен в 130-летию со дня рождения первого выдающегося контрабасиста Иосифа Францевича Гертовича.

Контрабас

Что есть звук? Это физическое явление. Это колебания в виде упругих волн, такой силы, способной проникнуть свозь преграды и достигнуть цели – восприятия. Каким будет восприятие – сугубо индивидуальная особенность каждого живого существа. Будет ли оно принято как предупреждение об опасности или, наоборот, наполнит вас светлым и умиротворяющим чувством спокойствия – на этот вопрос могут ответить лишь наши ассоциации.

Как ваше воображение рисует его? Наверное, это большой, даже огромный музыкальный инструмент. А его звучание? Даже те, кто никогда не слышал исполнения скажут, что оно низкое. И окажутся правы. А теперь вслушайтесь в «песню» гиганта. Несмотря на свои весомые габариты, контрабас бывает очень нежным и волнующим. Но может и грозно предстать в музыкальном порыве.

Когда именно появился инструмент точно не известно, однако, первые упоминания о настоящем контрабасе появились в 1566 году. Век спустя итальянский мастер Микеле Тодини на основе контрабасовой виолы сконструировал новый инструмент. У него не было пятой струны и ладов. Такой контрабас был впервые применен в оркестре в 1699 году в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский». В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступающие с сольными концертами. В их числе итальянский музыкант Доменико Драгонетти. Почти за 4 века инструмент претерпел многие изменения. Ему добавляли пятую струну, отказывались от четвертой, строили контрабас высотой в 4 метра или уменьшали его до размеров виолончели. Но он стал неотъемлемой частью концертных выступлений музыкантов.

О сольном игре на контрабасе говорили и знали мало, вплоть до Джованни Боттезини и Франца Зимандля в конце XIX века. Благодаря этим именам игра на музыкальном инструменте поднялась на новый уровень и прославила таких виртуозов, как Сергей Кусевицкий и Адольф Мишек.

Иосиф Францевич Гертович

Великолепный мастер оркестра, камерный концертный исполнитель и виртуоз-контрабасист Иосиф Францевич Гертович родился 12 мая 1887 года в семье рабочего. Прежде, чем познать мир через мелодию контрабаса, юный Иосиф осваивал азы игры на другом струнном инструменте – скрипке. По воле случая, Иосифу в музыкальной школе выпала возможность познакомиться с контрабасом. Ему-то Гертрович и посвятил всю свою жизнь.

Уникальный вклад в музыку и искусство мэтра неоценим. На протяжении 30 лет (1922 -1953) 1-2 раза в год исполнитель выступал с сольной программой. Его манера игры была неподражаема и уникальна. По сей день многие музыканты подражают Иосифу Францевичу, но пока никто не смог превзойти его мастерство. До наших дней, к сожалению, дошли не все пластинки или записи выступлений Гертовича. Можно выделить раритетную запись на пластинке 1952 года, где маэстро виртуозно исполняет две небольшие пьесы - «Мелодия в старинном стиле» Гарбиэль – Мари и «Адажи» неизвестного автора XVII века.

Мелодия его контрабаса звучала в лучших концертных залах. Москва, Ленинград, Тбилиси, ни один город не мог остаться равнодушным после проведенных часов наедине с инструментом. А он, в свою очередь неустанно передавал каждое настроение легендарных произведений гениев классической музыки –Боттезини, Моцарта, Кусевичкого, Франца, Чайковского и многих других.

Творчество Иосифа Францевича – незаменимая часть музыкальной культуры и отечественной истории. Он превознес контрабас на новый уровень, выбрал направление и музыкальный инструмент «откликнулся». Он стал легендой при жизни. А его знаменитая фраза «Играть на контрабасе нужно как на скрипке, только намного нежнее» является основой всех основ молодого поколения музыкальных исполнителей.